Мотокоса, или бензиновый триммер, — разновидность современного моторизированного ручного инструмента. Его предназначение — это облегчение труда в таких сельскохозяйственных видах деятельности, как облагораживание приусадебного участка или заготовка растительных кормов. Ближайшими его немеханизированными аналогами являются косы и садовые ножницы. Хотя для многих триммеров существуют различные дополнительные модули, позволяющие значительно расширить его функциональность.
От своих полностью ручных прародителей мотокосы унаследовали простоту конструкции и связанный с этим традиционный способ применения.
Что такое бензиновый триммер?
Современный оператор бензинового триммера стоя совершает рабочие движения, которые по своей траектории мало отличаются от таковых у жнеца в прошлом. От правильной механизации можно получить выигрыш в затрачиваемых усилиях и скорости, но выполнять работу все равно будет человек!
Из-за таких особенностей эффективное применение триммера возможно лишь в том случае, когда техника полностью соответствует антропометрическим данным работника, то есть хорошо ложится в руки. Режущие части инструмента должны вписываться в геометрию обрабатываемого участка, а мощность двигателя — обеспечивать их вращение в растительной органике с некоторым запасом. Чтобы выбрать лучший бензиновый триммер из существующих рыночных предложений, необходимо оценивать их в первую очередь по таким показателям:
- Удобство для косаря при работе (истинная эргономика).
- Соответствие инструмента виду работ (должное конструктивное исполнение, возможность перенастройки сменой насадок).
- Достаточность технических характеристик для требуемого объема работ (хотя бы по мощности и ресурсу).
Критерии перечислены в порядке убывания их веса (важности). Действительно, если пункты 2 и 3 будут идеальны, но инструмент категорически не подходит работнику (допустим, по хвату рук), то применение классического серпа вместо современного триммера даст намного лучший результат. А удобный и мощный агрегат с более чем полуметровой шириной скашивания окажется совершенно бесполезным при художественном оформлении декоративного узкого газона из-за отсутствия ножа или держателя лески нужного минимального размера.
К трем приведенным первоочередным требованиям при покупке можно и даже нужно добавить:
- Цены как на само изделие в сборке, так и на его комплектующие и расходники.
- Состав продажной комплектации.
- Доступность сервиса. Вне зависимости от планов им пользоваться. Наличие мастерских по обслуживанию указывает на распространенность и востребованность конкретной модели, доступность запчастей.
- Внешнее оформление.
Полученный далеко не полный список уже наталкивает на мысль, что, несмотря на тривиальную простоту рассматриваемого устройства, его выбор — серьезная и ответственная задача. Имеет смысл рассмотреть бензиновый триммер по компонентам более детально сверху вниз. Тем более что основных узлов в этой машине немного.
Мотор
В качестве привода для бензинового триммера применяются в основном двухтактные и несколько реже четырехтактные карбюраторные двигатели исключительно воздушного охлаждения. Основное их конструктивное отличие, напрямую влияющее на алгоритм эксплуатации, — это совмещенная с системой питания смазка двухтактника. В то время как четырехтактник оснащается двумя раздельными системами: топливной и подачи масла. Естественно, и заправочных емкостей у него две: для бензина и масла.
Четырехтактный ДВС по сравнению с двухтактным обладает целым рядом преимуществ: невысокий уровень шума и вибраций, меньшее потребление топлива, больше ресурс и надежность. Но двухтактный обеспечивает большую мощность при меньшей массе. А этот фактор определяющий для мотокосы. Помимо этого, двухтактный менее чувствителен к выдерживанию горизонтали при работе, что позволяет более уверенно использовать триммер для стрижки кустов и даже обрезки деревьев.
Таким образом, если взять в качестве основного критерия универсальность, лучший бензиновый триммер должен иметь двухтактное сердце. А его хозяин перед запуском будет вынужден сам готовить топливную смесь бензина с маслом, учитывая указанные в инструкции требования конкретного двигателя. Ну а во время работы защищать свой слух индивидуальными средствами. Лучше специальными наушниками, но можно и берушами, допускается даже самодельными.
Мощность
Главный параметр двигателя и базовый критерий выбора триммера. При ее недостатке вращение режущего органа в скашиваемой растительности будет замедляться вплоть до остановки. Таким образом, инструмент с двигателем малой мощности невозможно использовать с ножами большого диаметра, и доступный для применения ассортимент сменных насадок будет ограничен.
Специалисты при выборе мотокос не принимают во внимание указанные производителем значения мощности в киловаттах или лошадиных силах. Из-за разных фирменных стандартов, а также из-за небрежности производителей, выпускающих триммеры как сопутствующую продукцию, эти цифры зачастую не отражают действительности. Встречаются, конечно, исключения в виде дорогой продукции именитых японских брендов, но их доля на нашем рынке крайне мала.
Общепринято при выборе бензинового триммера оценивать его мощность по рабочему объему цилиндра. При этом для бытовых и полупрофессиональных машин применяется такая условная классификация двигателей:
- малой мощности — рабочий объем от 25 до 32 кубических сантиметров;
- нормальной (средней) мощности — от 32 до 44 кубических сантиметров;
- мощные — свыше 44 кубов.
Если ДВС объемом меньше 25 кубических сантиметров — это игрушка, то верхней границей рабочего объема, опять же условно, принято считать 50 кубиков. Цилиндры с большим объемом чрезмерно утяжеляют конструкцию, вследствие чего такая мотокоса подойдет исключительно сильным людям.
Корпус и бак
Обязательным элементом моторного отсека является пластмассовый корпус или кожух. У него двойное назначение: обеспечить свободную циркуляцию воздуха для охлаждения двигателя и одновременно защитить работающего от опасного теплового воздействия. От качества пластика зависит эффективность защиты как человека, так и двигателя. На него нужно обращать внимание. Он должен быть прочным, термостойким, желательно способным противостоять ультрафиолету, не разлагаться под воздействием бензина.
К корпусу в верхней части крепится топливный бак. Естественно, у бака есть объем. Этот параметр на принятие решения о покупке практически не влияет. Поскольку подготовка топливной смеси происходит в отдельной емкости. Она переносится вместе с оборудованием к месту проведения работ, где используется для быстрой дозаправки по мере необходимости.
Несколько большее значение имеет наличие какой-либо индикации уровня топлива. Это либо полупрозрачный материал бака, либо окошко в нем. Отсутствие визуальной информации об уровне топлива не совсем удобно, хотя и не критично (о наполненности судят по плеску в таком случае).
Самое значимое в топливной емкости — это надежность ее крепления. Отрыв бака — довольно частая поломка, возникающая на самых ранних этапах эксплуатации. Чаще нее — только потеря крышки.
Продуктовые пластиковые бутылки не совсем подходят для смешивания и/или хранения топлива из-за своей высокой пожарной опасности. Редко уважающий себя производитель комплектует изделия специальной посудой (на такое способны только китайцы). Поэтому приобретение безопасной тары для топливных манипуляций и хранения легковоспламеняющихся жидкостей — прерогатива эксплуатанта.
Емкость бака определяет время непрерывной работы, что опосредованно указывает на конструкторский расчет времени наступления критического перегрева двигателя. Производя дозаправку, необходимо тактильным способом контролировать температуру поверхности защитного кожуха. Если руку невозможно удержать из-за высокой температуры, нужно положить инструмент в тень и дать ему (себе тоже) не менее 10 минут на остывание.
Штанга и редукторы
Моторный блок через верхний редуктор с поглотителем вибраций соединяется со штангой. Как редуктор, так и поглотитель присутствуют в любом бензиновом триммере с верхним расположением мотора. К сожалению, визуально оценить их качество перед покупкой практически невозможно. Заводка на холостой ход также неинформативна в отношении узлов верхнего соединения штанги. Остается уповать на честность продавца и стабильность выбранного бренда.
Штанга представляет собой полую трубу из алюминия или нержавеющей стали, внутри которой проходит вал. По отзывам большинства активно пользующихся мотокосами, материал трубы на эксплуатационные характеристики не влияет никак. В существующих сегодня конструкциях применяются штанги:
- прямая сплошная;
- прямая разъемная;
- изогнутая.
Первый тип обладает практически абсолютной надежностью до тех пор, пока не сточатся шлицы зацепления вала в редукторах.
Второй имеет немного меньшую надежность из-за наличия еще одного шлицевого соединения посредине. Зато триммер с такой штангой можно сложить пополам для удобства транспортировки или хранения.
Третий вид наименее прочный в связи с применением в конструкции гибкого вала. Этот же элемент ограничивает максимальную мощность, которую двигатель может передать к исполнительным частям. Поэтому мощных мотокос с изогнутой штангой не бывает. Косить таким триммером не получится, а вот украшать небольшой приусадебный участок либо облагораживать придомовую территорию удобно.
Именно длина штанги в сочетании с углом изогнутости нижнего редуктора определяет, насколько сбалансированным будет размещение аппарата на плечах оператора. Идеалом считается параллельная ориентация окружности ножей или траектории лески по отношению к поверхности грунта. При этом оператор должен затрачивать минимум усилий на выдерживание этой параллельности и в свободной позе (без приседаний) косить, оставляя стерню минимальной высоты.
К штанге хомутом крепятся рукояти, которые могут быть цельными (в виде единого элемента) либо составными: правая и левая рукояти. На правой рукояти или на цельной справа размещаются элементы управления: гашетка дроссельной заслонки зачастую с фиксатором нажатого положения и прерыватель цепи зажигания. Поломки ручек, отказы гашеток и электрических переключателей на практике встречаются редко.
Ручки вносят существенный вклад в эргономику триммера. Однако полное понимание их роли приходит после продолжительного периода эксплуатации. Ничего страшного в этом нет. Поскольку элемент съемный, поменять его на более удобный не составит труда.
Внизу штанги возле второго изогнутого редуктора или на нем самом должны быть крепления для защитного щитка. Хотя во множестве конструкций они отсутствуют. В таком случае защитный щиток крепится хомутом на штангу. Последнее решение подвержено нежелательному эффекту сползания щитка от вибраций, зато обеспечивается простая перенастройка защиты при смене съемного рабочего элемента.
Сам щиток, как правило, пластиковый. По надежности и ресурсу его следует относить к группе расходных материалов, особенно в триммерах низкого ценового сегмента.
Выбор по производителю
Лучший бензиновый триммер разумно искать среди всемирно известных торговых марок. Дорожащие репутацией производители для своих топовых моделей используют качественные материалы в проверенных временем конструкциях. Среди зарекомендовавших себя авторитетов в механизации ручного труда бесспорными лидерами считаются:
- Husqvarna (Швеция).
- Makita (Япония).
- Stihl (Германия).
- Huter (немецкий бренд китайского производства).
- Patriot (американский бренд китайского производства).
Флагманский триммер в линейке любой из упомянутых фирм точно вернет каждую копеечку из заплаченной за него очень немаленькой цены. Если у вас нет подрядов на ручной покос больших площадей и вы не торгуете растительными кормами, экономический эффект при эксплуатации триммера вряд ли будет достигнут.
Очевидно, имеет смысл рассмотреть предложения с ценой поменьше. А в этом сегменте преимущества именитых марок уже не столь безоговорочны. Лучшие производители нередко добиваются более высоких относительных показателей эффективности и стоимости по сравнению с отраслевыми гуру.
Распространенные бытовые косы, уступая известным маркам в абсолютных значениях надежности, подчас превосходят их по производительности. А при использовании мотоагрегата в общей сложности 20 часов в год многократное снижение ресурса как бы не играет никакой роли. Более частые поломки в эксплуатационный период компенсируются мизерной ценой запчастей и, как следствие, невысокой ценой ремонта.
При крайне малом времени среднегодового использования ресурс и надежность бензинового триммера будут снижаться в первую очередь из-за неподходящих условий хранения, а не вследствие жестких условий эксплуатации.
Примеры разумного выбора
Лучшие бензиновые триммеры в низком ценовом сегменте (до 10 тыс. рублей)
1. Huter GGT-1300S
Плюсы
- расход топлива небольшой,
- мощная,
- разборный,
- разборная штанга,
- ручки регулируются по высоте.
Минусы
- не всегда с первого раза заводится “на холодную” с закрытой заслонкой,
- узкий плечевой ремень,
- принцип подключения тросика,
- низкое качество комплектующих,
- нет в комплекте ранцевого ремня.
Цена: от 4955 руб.
2. Elitech БТ 43
Плюсы
- качество сборки,
- неприхотливая в работе,
- хороший пластик,
- наличие мерного резервуара,
- хорошо заводится.
Минусы
- маленькие обороты,
- крепеж ручки быстро выходит из строя,
- заливная горловина не очень удобна,
- очень шумная,
- слабоват для дикой травы.
Цена: от 6960 руб.
Популярностью пользуются недорогие Huter GGT-1300S и Elitech БТ 43. Оба агрегата китайского производства со складными штангами. Оснащены двухтактными ДВС с хорошим рабочим объемом — 43 куб. см. Обладают неплохой производительностью. Достаточны по комплектации.
При этом Elitech на килограмм легче и имеет в штатной комплектации на один элемент съемного оборудования больше.
Лучшие бензиновые триммеры в среднем ценовом сегменте (от 10 до 20 тысяч)
Здесь рассмотрим две неплохие мотокосы.
3. Makita EM2600U
Makita EM2600U
Легкая Makita EM2600U весом чуть больше 5 килограммов. Оснащена двигателем рабочим объемом всего 25 куб. см. Однако благодаря своему месту рождения (Япония) двигатель развивает приемлемую для комфортной работы мощность. Производитель заявляет ширину скашивания 43 см для лески и 23 для ножа. Оба съемных инструмента присутствуют в комплекте.
Плюсы
- очень легкая для своих размеров,
- хорошо заводится,
- хорошо сбалансирована,
- малый расход топлива,
- работает не громко.
Минусы
- маломощная, вязнет в жесткой траве,
- есть вибрация на малых оборотах,
- защитный кожух маловат,
- не очень удачная конструкция корпуса редуктора,
- слабый защитный кожух.
Цена: от 15 990 руб.
4. Husqvarna 143R II
Husqvarna 143R II
Тяжелая 8-килограммовая Husqvarna 143R II с двигателем 42 куб. см., способным развить огромную мощность. Очень прочная классика. Породистая. Даже сменные элементы имеют имена собственные: нож Multi 275-4; головка T45X M12.
Плюсы
- надежная коса,
- простота в использовании,
- качество материалов,
- мощность,
- большой объёмный топливный бак.
Минусы
- не складывается,
- не очень то настроена с завода,
- неудобные ремни и лямки,
- высокий уровень шума,
- тяжелая.
Цена: от 19 299 руб.
Лучшие бензиновые триммеры в верхнем ценовом сегменте (от 20 до 30 тысяч)
5. Makita DBC400
Makita DBC400
Makita DBC400 — машина, которую сами японцы считают идеальной. Двигатель — 39 кубиков. С учетом японского происхождения это колоссальная мощность. Вес 6,7 кг — тяжелая (для дальневосточных азиатов). В комплекте только 4-лопастной нож диаметром 25 см. Это особенности техники высокого класса. Брендовые флагманы могут вообще не комплектоваться съемными расходниками при продаже в розницу.
Плюсы
- мощная,
- оборотистая,
- триммерная головка подойдет любая универсальная.
Минусы
- высокий расход бензина,
- цена,
- нужна регулировка карбюратора.
Цена: от 19 978 руб.
Выводы
Из приведенных примеров очевидно, что совершенству нет предела. Ни по качеству, ни по цене. Поэтому вспомним еще раз, что речь идет о ручном инструменте. Это должно натолкнуть на мысль, что лучший бензиновый триммер тот, который хорошо ощущается вашими руками и подходит именно для вашей работы.